Рынок ГЧП в Европе

08.08.2014

Европейский рынок государственно-частного партнерства (ГЧП) очень чувствителен к ситуации на рынке. Продолжающийся кризис экономики оказал негативное влияние как на количество инфраструктурных проектов с участием частного капитала, так и на общий объем вкладываемых инвестиций.

Всего в 2013 году финансово закрыли хотя бы один проект государственно-частного партнерства 14 стран Европы. В тройке лидеров по числу проектов — Великобритания, пионер и в определенной степени двигатель мирового развития инструментов ГЧП, Франция и Германия. По объему вложенных инвестиций лидер не изменился, а на втором месте перед Францией оказалась Италия — в этом государстве дошли до финансового закрытия только 4 проекта, но два из них являются крупнейшими в 2013 году. Так, стоимость автомагистрали BreBeMi, соединяющей Милан и Брешиа, составляет 2,3 млрд евро, это — самый дорогой проект в Европе. Сегодня трасса длиною в 62,1 км имеет самую высокую стоимость проезда в стране — около 0,15 евро/км против средней в 0,07 евро/км. Второй дорогостоящий итальянский проект также направлен на развитие транспортной инфраструктуры — Восточная кольцевая дорога, его стоимость составляет 1,8 млрд евро.

В Великобритании, где за 2013 год получили финансовое закрытие более 30 проектов на сумму порядка 6 млрд евро, знаковым, по мнению аналитиков KPI, стал проект по разработке подвижного состава Thameslink в рамках программы по модернизации пригородного маршрута с севера на юг через Лондон. В рамках соглашения компания Siemens занимается созданием 1 140 вагонов.

В целом именно транспортная инфраструктура в виду своей специфики является самой инвестиционно емкой отраслью среди сфер реализации ГЧП, и 2013 год в Европе не стал исключением. Объем инвестиций в 16 проектов составил порядка 6 млрд евро. Самой же популярной отраслью с точки зрения количества проектов является социальная инфраструктура. Например, в сфере образования в 2013 году финансово закрыли 21 проект, в здравоохранении — 12 проектов. Крупнейший из них реализуется в Великобритании — строительство больницы Royal в Ливерпуле, общий объем инвестиций равен 509 млн евро.

Интерес государств к участию частного сектора в инфраструктурных проектах обусловлен значительным спросом и перманентным повышением требований к качеству существующей инфраструктуры. И несмотря на нестабильность в экономике сегодня, европейская власть за долгие годы успела завоевать высокую степень доверия и лояльности в качестве бизнес-партнера на длительный срок.