Особые экономические зоны на Дальнем Востоке: текущее состояние и перспективы

25.04.2016

На текущий момент на территории Дальнего Востока расположены 3 особые экономические зоны (ОЭЗ): портовая «Советская Гавань», туристско-рекреационная «Остров Русский», промышленно-производственная «Владивосток». Статус резидента в этих ОЭЗ позволяет воспользоваться различными экономическими льготами и преференциями, к которым относятся сниженный налог на прибыль (0 или 2% в федеральный бюджет и 0-13,5% в региональный), отсутствие налога на имущество и транспортного налога (до 10 лет), земельного налога (до 5 лет), пониженная ставка страховых взносов (14% против 34% в РФ) и наличие режима свободной торговли.

Однако формат особых экономических зон, распространенный преимущественно в Европейской части России, оказался неэффективен на Дальнем Востоке. Так, в созданных еще в 2010 году ОЭЗ «Советская Гавань» и «Остров Русский» к концу 2013 года не появилось ни одного резидента, что, согласно законодательству, позволяло госорганам досрочно прекратить существование этих зон. Однако правительство не собиралось отказываться от идеи развития этих стратегически важных территорий, поэтому для привлечения инвесторов на Дальний Восток было принято решение разработать новый формат развития макрорегиона, который учитывал бы специфику его географии и социально-экономического положения.

Таким форматом стали территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР), закон о которых вступил в силу 30 марта прошлого года. Срок существования создаваемых зон – 70 лет, причем при необходимости он может быть продлен (в отличие от ОЭЗ, для которых такая возможность не предусмотрена). В настоящее время на территории Дальнего Востока официально объявлено о создании 12 территорий опережающего развития, среди них «Хабаровск», «Комсомольск», «Надеждинская», «Беринговский», «Индустриальный парк «Кангалассы», «Михайловский», «Приамурская», «Белогорск», «Камчатка», «Большой Камень», «Горный воздух» и «Южная».

Основное отличие нового формата от особых экономических зон – это то, что ТОР создаются под конкретных инвесторов, с которыми ведется индивидуальная работа. Для каждой территории властью определяется перечень видов экономической деятельности, которые можно осуществлять компаниям-резидентам. Для них также предусмотрены существенные льготы, для обеспечения которых пришлось внести соответствующие изменения в кодексы РФ – гражданский, градостроительный, трудовой, земельный и лесной. Среди предоставляемых преимуществ – особый режим землепользования и налогообложения (налог на прибыль от 0 до 5%, отсутствие налога на имущества в течение первых 5 лет), льготные ставки арендной платы (0,4 от базовой), льготное подключение к объектам инфраструктуры, таможенные льготы, упрощенный порядок привлечения квалифицированного персонала и т.д.

Однако некоторые моменты, прописанные в законе «О территориях опережающего социально-экономического развития», вызывают критику. В первые 3 года действия этого нормативного документа ТОР могут создаваться только на Дальнем Востоке или в моногородах. Это может привести к тому, что Сибирский федеральный округ, тесно связанный с регионами Дальнего Востока, неизбежно начнет отставать от их развития и не сможет обеспечивать возрастающие экономические и логистические потребности ТОР.

Другим спорным моментом является снятие ограничений на прием на работу в компании, являющиеся резидентами ТОР, иностранных граждан. Так, для таких сотрудников не требуется получения разрешения на работу, а также на них не распространяются российские квоты по въезду иностранных специалистов. Учитывая близость региона к азиатским странам с более дешевой рабочей силой, местные жители опасаются освоения малонаселенных территорий Дальнего Востока мигрантами из АТР.

Тем временем к существующим 12 ТОР инвесторы проявляют значительный интерес: на данный момент в управляющую компанию АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ») поступило 108 заявок от потенциальных резидентов на сумму 444 млрд руб. Со своей стороны, АО «КРДВ» готова привлекать к созданию и обустройству ТОР коммерческие компании: на площадке госзакупок в настоящее время размещены тендеры на разработку документации по планировке ТОР «Комсомольск» (21,1 млн руб.), «Надеждинская» (101,2 млн руб.) и «Хабаровск» (73,4 млн руб.). До 2017 года на создание этих территорий в совокупности будет выделено 4,1 млн рублей из федерального бюджета, а на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры за счет средств региональных и муниципальных бюджетов и частных инвесторов потребуется еще около 3,5 млрд руб.