Нужны ли международные стадионы городам?

19.01.2015

Строительство современного стадиона на сегодняшний день является сложным девелоперским проектом с масштабными инвестициями. Успешные проекты, как правило, служат примерами гибкой финансовой схемы, рационального планирования и эффективного менеджмента. Но зачастую переоценка будущих денежных потоков, чрезмерные амбиции и коррупция превращают стадион в фактически убыточный долгострой или неповоротливого гиганта с отсутствием перспектив на дальнейшее полноценное использование его возможностей.

Предстоящий Чемпионат мира по футболу 2018 года пройдёт на 12 стадионах в 11 городах России. По замыслу организаторов, каждый стадион примет как минимум по четыре футбольных матча.

При этом в итоговый список вошли только 3 города, где стадионы уже построены и соответствуют требованиям ФИФА: это Сочи и Казань (изначально строительство производилось для проведения Олимпиады и Универсиады соответственно), а также Москва, где открытие стадиона ФК «Спартак» состоялось в сентябре 2014 года (а реконструкция «Лужников» была начата в 2013 году). В других городах, таких как Волгоград, Самара, Саранск, Нижний Новгород, а также Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону, строительство уже началось или вот-вот начнётся. Наиболее сложным, но всё-таки оставшимся в списке городов-организаторов, оказался Калининград: окончательное утверждение места — острова Октябрьский — было произведено только в начале декабря 2014 года. Таким образом, полностью структурировать, а затем построить проект городу предстоит в спешном порядке. Тем не менее подрядчиком в Калининграде станет компания «Крокус Интернэшнл», которая уже проделывает аналогичную работу в Ростове-на-Дону.

Строительство такого большого количества крупных инвестиционных проектов несёт серьёзные риски для государства: в российской практике возведение подобных проектов, к сожалению, часто сопровождается неэффективным управлением денежными средствами и коррупцией. Например, завершение строительства «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге, которое было начато до получения Северной столицей звания «город-организатор», неоднократно переносилось, и стадион получил нелицеприятный имидж долгостроя: в запланированные суммы и сроки на строительство вмешались коррупция и последующие уголовные дела (мошенничество в особо крупном размере, незаконное обналичивание денег, выделенных на строительство нового стадиона), кризис, смена подрядчика, а также сам ЧМ-2018, в связи с которым проект стадиона в срочном порядке пришлось переделывать. Окончательный срок сдачи в эксплуатацию стадиона, объявленные в ноябре 2014 года, — май 2016 года. Объект будет вмещать до 68 тыс. человек (часть других стадионов имеют максимальное значение в 35 тыс. человек).

Тем не менее строительство стадиона такого высокого класса в городе при соответствии его реальным потребностям (те же 35 тыс. человек вместо невостребованных 50–60 тыс. человек вместимости), а также вкупе с проведением мероприятия такого международного уровня, как Чемпионат мира по футболу, в мировой практике становились одними из серьёзных толчков для быстрого развития. И именно поэтому российские города боролись за звание города-организатора.

Так, в Ростове-на-Дону спортивные объекты будут размещены на левом берегу Дона, который ранее считался жителями непригодным для активной жизни и непрестижным, а хуже того, чрезмерно сырым из-за реки. В рамках подготовки к ЧМ-2018 излишки воды отвели с помощью специальных дренажных каналов, а водоём в районе Гребного канала в скором времени получит новое название («Акватория») и трансформируется в водно-спортивный комплекс для спорта и отдыха. Также в рамках подготовки к ЧМ-2018 будут созданы тренировочные площадки и базы команд, а в распоряжение прибывающих спортсменов для тренировок на время ЧМ-2018 будут предоставлены отремонтированные ростовские стадионы «Локомотив», СКА, «Олимп-2» и «Юность России». После проведения ЧМ новый стадион станет главной спортивно-развлекательной площадкой города-миллионника и прилегающих областей. Кроме того, в перспективе на развивающийся левый берег Дона планируется перенос административного центра города (уже производится проектирование нового Дома правительства области). Таким образом, сторона получит новую возможность для развития. Что касается инфраструктуры, то по проекту лондонской компании в Ростове-на-Дону планируется строительство нового и самого крупного на юге России международного аэропорта «Южный», в городе будет произведена модернизация существующей транспортной инфраструктуры, проходит стадию рассмотрения возможность создания скоростного сообщения с Москвой и Адлером.

Кроме того, нельзя забывать, что строительство стадионов способствует развитию спорта, что обеспечит сразу две составляющие: улучшение здоровья и продолжительности жизни населения. Кроме того, если, например, региональная команда по тому же футболу станет постоянным игроком российских и международных чемпионатов, это увеличит доходы региона за счёт проведения соревнований на местном поле.

Политика Международной федерации футбола на сегодняшний день заключается в том, чтобы организовывать крупнейшие чемпионаты в тех странах, где на текущий момент инфраструктура развита недостаточно. Потому что всё, что останется в регионе, — и сами стадионы, и усовершенствованные дороги, и аэропорты, и объекты социальной инфраструктуры, — не может не сказаться на его развитии. Остаётся только ожидать, что вместо неповоротливых гигантов с неподъёмной стоимостью обслуживания, выходящих за любые рамки бюджета, города-организаторы всё-таки получат современные эффективные стадионы. В конечном счёте в России уже есть опыт Казани, где это удалось.