Кластерный подход в туризме

12.01.2015

На сегодняшний день вектор развития России имеет восточное направление. В связи с этим в сибирских и дальневосточных регионах происходит активный поиск и создание туристических ресурсов. В первой половине 2010-х годов туристические ориентиры были обращены на Кавказ, и в конце 2014 года было решено половину горнолыжных проектов ОАО «Курорты Северного Кавказа» приостановить. По многим из них просто не нашлось якорного инвестора, а без него реализация проекта не возможна. Присоединение туристически привлекательного Крыма, который находится не так далеко от российского Кавказа, также сыграло свою роль.

Вместе с тем на востоке постепенно оформляется «восточное кольцо России», которое призвано объединить регионы Забайкалья и Дальнего Востока. Таким образом, идея «туристической Мекки» переместилась с юга на восток. Любопытно, что почти все регионы Дальнего Востока решили развиваться в формате кластеров.

Кластерный подход является наиболее популярным на сегодняшний день. Термин «кластер» взят из английского языка и дословно переводится как «расти вместе». В качестве эффективного инструмента повышения конкурентоспособности кластеры оформились лишь в конце XX века.

Основоположник этого подхода — Майкл Портер — определил кластер как «группу географически локализованных взаимосвязанных компаний-поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [1]. Таким образом, от уровня развития кластеров в стране зависит уровень развития экономики и жизни населения.

На Дальнем Востоке кластеры были восприняты практически как панацея для развития. В одном только Приморском крае сейчас создаётся шесть туристических кластеров. Инициаторы туристических кластеров рассчитывают преимущественно на бюджетное финансирование и частично на частные инвестиции. В связи с этим возникает необходимость участия в федеральных конкурсах, что требует от участников подготовки качественной заявки, обоснования эффективности проекта. А эффективность проекта, в свою очередь, будет зависеть от потока туристов.

Ближайшим и наиболее перспективным дальневосточным туристом видятся китайцы, в чуть меньшей степени — японцы и корейцы. По данным Ростуризма, за январь-сентябрь 2014 года число китайских туристов, посетивших Россию, составило 358 тыс., и в итоге Китай за этот период стал крупнейшим поставщиком иностранных туристов. На втором месте была Германия (319 тыс. туристов), на третьем — США (150 тыс.).

Для того чтобы грамотно привлекать азиатских туристов, российские туристические кластеры должны быть хорошо осведомлены об их предпочтениях. Например:

  • китайские туристы в большей степени, чем корейские и японские, ориентированы на познавательный туризм (около 40 %);
  • каждый третий путешественник из Китая выезжает за границу ради отдыха, в то время как среди японцев и корейцев лишь каждый четвёртый;
  • шоппинг привлекает 10 % туристов из Китая;
  • посещение друзей и родственников во время поездок в другую страну характерно для 9,8 % корейцев.

В то же время многие туристические кластеры Дальневосточного округа возлагают надежды на игровую зону в Артёме, где прогнозируется около 5 млн туристов к 2018 году и около 8 млн — к 2022 году. Это очень большие цифры для ДФО, однако смогут ли составить целевую аудиторию туркластеров приезжающие туда «игроки» и члены их семей, пока не совсем ясно.

В рамках разработки концепции проекта туристско-рекреационного кластера, который делается на начальном этапе, как раз и выясняется, на какое количество туристов может рассчитывать тот или иной кластер и какова будет его эффективность.



[1] Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.