Государственно-несчастное партнерство. С какими проблемами сталкивается бизнес?

16.06.2014

Не сказать, чтобы институт государственно-частного партнерства (ГЧП) до сих пор воспринимался в России как новшество, но и о его зрелости говорить пока рано. Тем не менее государство и бизнес достаточно активно взаимодействуют, из года в год заключается все большее количество соглашений, основанных на принципах ГЧП. На данный момент реализовано уже около 50 проектов, вчетверо больше реализуются, и еще 60 находятся в стадии планирования.

Однако рассуждать о проблемах, возникающих в процессе взаимодействия публичных и частных организаций в России в рамках проектов ГЧП, достаточно сложно хотя бы потому, что одна из сторон, принимающих участие в данном процессе (государство), до некоторых пор не идентифицировала и не определяла напрямую такую форму сотрудничества на законодательном уровне. Впрочем, это лишь часть более обширного явления, препятствующего развитию государственно-частного партнерства, а именно — несовершенства нормативно-правовой базы, регулирующей процесс, равно как и низкий уровень отлаженности механизма взаимодействия государства и бизнеса.

Очевидно, что по причине разнообразия конечных проектов ГЧП, а также отраслей, в рамках которых они реализуются, создание универсального НПА, унифицирующего данный формат сотрудничества, некоторым участникам представляется нецелесообразным. Так, например, в июне 2014 года в стадии реализации находилось около 200 проектов по более чем 20 направлениям деятельности. Наибольшую долю составляла деятельность в сфере ЖКХ — на нее приходилось каждое четвертое соглашение.

Диаграмма 1. Структура реализуемых российских ГЧП проектов по отраслям на июнь 2014 года, %

1Структура реализуемых российских ГЧП проектов по отраслям на июнь 2014 г., %

Источник: ГЧП ИНФО

Разумеется, так или иначе правовое регулирование в сфере ГЧП осуществляется; проблема лишь в том, что неэффективно и с высокими рисками для представителей частных компаний. Бизнесмены полагают, что плодотворное сотрудничество с государством невозможно до тех пор, пока не будет выработана единая система процедур и гарантий ГЧП на протяжении всего проекта: начиная от принципов отбора и заканчивая показателями эффективности. Помимо этого, требуется разработка отраслевых стандартов, которые учитывали бы специфику взаимодействия такого формата в зависимости от сфер деятельности.

Справедливости ради стоит упомянуть тот факт, что на рассмотрении находится законопроект, призванный  регулировать взаимоотношения в рамках ГЧП, однако рассматривается он уже второй год и, ко всему прочему, не вполне удовлетворяет требованиям бизнеса. К слову, недостаточная вовлеченность частных компаний в процесс нормотворчества воспринимается некоторыми участниками отрасли как одна из существенных проблем на пути развития института государственно-частного партнерства.