Частные инвестиции в социальную инфраструктуру

18.08.2014

Как правило, ГЧП-проекты в социальной сфере не извлекают коммерческую выгоду, и возврат инвестиций обеспечивает государство. Подготовка таких проектов продолжительнее, а общая стоимость выполнения зачастую превышает объем затрат по государственному заказу. Тем не менее сегодня практически все регионы стремятся развивать объекты социальной инфраструктуры с привлечением ресурсов частных инвесторов.

Наиболее острые проблемы, звучащие из самых разных уголков страны, — катастрофический дефицит мест в детских садах, устаревшие поликлиники, предаварийное состояние школ и физкультурно-оздоровительных комплексов и прочее. Проблемы с социальной инфраструктурой касаются каждого жителя, и зачастую именно по ее состоянию население судит о деятельности органов власти и качестве жизни в том или ином районе.

Пожалуй, самые знаменитые сегодня в России проекты по развитию социальной инфраструктуры были реализованы на базе ЖК «Славянка» в Санкт-Петербурге — 1 сентября 2014 г. свои двери откроют 6 учебных заведений, построенных с помощью механизмов ГЧП. Теперь на территории комплекса собираются построить за счет инвестора поликлинику для взрослых и детей. Правда, пока нет информации о том, когда будет объявлен конкурс. Здание планируется возвести на участке площадью 1,3 га в течение трех лет после подписания соглашения с инвестором. По предварительным оценкам, объем инвестиций в проект составит 1 млрд руб., а срок соглашения с инвестором — 30 лет. В течение этого времени Смольный вернет компании затраченные ею средства, и поликлиника перейдет в собственность города.

Кроме того, в III квартале 2014 г. в Северной столице собираются объявить ГЧП-конкурс на строительство и эксплуатацию нового корпуса 40-й больницы в Сестрорецке. Объем инвестиций в проект оценивается в 5,75 млрд руб. Инвестор построит и будет обслуживать новое здание в течение 10–15 лет, после чего оно также перейдет в собственность Петербурга. В течение этого срока публичный партнер в лице города будет выплачивать инвестору средства из бюджета, чтобы обеспечить ему гарантированный доход и возврат инвестиций.

Амбициозный план летом озвучила Челябинская область, которая в течение ближайших трех лет в рамках государственно-частного партнерства планирует построить 41 детский сад. А например, в Вологодской области летом 2014 г. было выделено 7 площадок в Череповце с целью возведения на принципах ГЧП спортивных объектов — фитнес-клубов, бассейнов, теннисных кортов. Город в рамках партнерства предоставит земельный участок, обеспечит его инфраструктурой и благоустроит территорию. Частный партнер, в свою очередь, должен будет построить объекты и эксплуатировать их в течение оговоренного времени.

Социальная сфера России, несомненно, нуждается в частных инвестициях, а также во всех тех преимуществах, которые внедряются бизнесом, — инновационных технологиях, эффективности использования ресурсов и прочих элементах модернизации экономики. Более того, с февраля 2015 г. благодаря принятым в июле поправкам к ФЗ «О концессионных соглашениях» на социальные объекты распространяется такой механизм, как плата концедента, который так актуален для проектов без коммерческой выручки и сможет расширить возможности при их реализации.