Индустриальных парков стало больше, но они стали меньше

26.09.2017

21 сентября эксперты Холдинга КиПиАй приняли участие в съезде управляющих компаний индустриальных парков. Мероприятие проходило в рамках форума малого и среднего бизнеса «Взгляд в будущее», организованного Министерством экономического развития Республики Татарстан.  Участники съезда обсудили перспективы развития отрасли и выделили лучшие практики организации индустриальных парков.

Рынок по-прежнему далек от насыщения – в 34 субъектах РФ нет ни одного парка. Всего в 2016 году насчитывается 111 действующих и 55 создаваемых парков. Новые проекты заметно меньше по масштабам, если средняя площадь парка по всей совокупности – 212 Га, то новые проекты в 4 раза меньше.  Разница объясняется тем, что на начальном этапе развития рынка заявлялось много проектов необеспеченных инфраструктурой и несоответствующих потребностям промышленного производства.  В результате средняя заполняемость парков стабильно держится на уровне 50%.

Для минимизации рыночных рынков парки все чаще создаются, когда есть понимание по якорным инвесторам и их потребностям. Все реже управляющие компании самостоятельно строят арендные площади - чаще проекты реализуется по принципу build-to-suit.

Индустриальные парки остаются привлекательными для инвесторов. За год было создано 16 частных парков и всего 4 государственных. Две трети рынка приходится на greenfield-проекты, и треть – на brownfield.

Размещение производства в парках часто выгоднее чем в особых экономических зонах и территориях опережающего развития.

Все зависит от структуры себестоимости конкретного проекта. Несмотря на отсутствие сопоставимых налоговых льгот, например, в ТОР ставка страховых взносов составляет всего 7,6% против 30%, коммунальные тарифы, готовая инфраструктура, наличие рабочей силы в непосредственной близости у участка в конечном счете делают себестоимость производства ниже именно в парках.

Правительство продолжит программы субсидирования инфраструктуры индустриальных парков, однако точный бюджет в настоящее время не определен. Основная часть средств по-прежнему будет распределяться через регионы – то есть сначала затраты несет региональный бюджет, а потом уже приходит возмещение из федерального. Участники форума высказывали предложения изменить критерии предоставления субсидий.

Например, в настоящее время получить возмещение на инфраструктуру в рамках постановления Правительства № 1119 возможно, если резиденты индустриального парка заплатили не меньшую сумму в виде налога на прибыль и НДС. Проблема заключается в том, что при запуске производства происходят большие вложения в капитальные затраты и возникает большая сумма входящего НДС, которая принимается к вычету. Резидент долгое время показывает незначительные налоговые выплаты, а парк не может возместить затраты.

На съезде с отдельным докладом выступили руководители турецкой промышленной зоны - GOSB http://www.gosb.com.tr . В подобных институциях сосредоточено до 80% экспортной промышленности Турции и их бизнес-модель похожа на российские индустриальные парки. Отличие заключается в том, что резиденты организованных промышленных зон вообще не взаимодействуют с государством. Даже разрешение на строительство получают через управляющую компанию.

В России функцию одного окна по взаимодействию с инвесторами, как правило, берут на себя корпорации развития регионов или региональные инвестиционные агентства.  Здесь сказываются и особенности законодательства, и пока еще гораздо меньший масштаб бизнеса управляющих компаний парков.

Изучением турецкого опыта и оценкой возможности его применения займется Министерство экономического развития республики Татарстан. На территории региона планируют запустить первый мультимодальный промышленный парк как совместный российско-турецкий проект.