Связность и бессвязность интеллекта и инноваций

09.06.2015

Сегодня, когда роль финансового капитала в инновационных проектах (особенно IT-отрасли) не всегда достаточно высока, и когда сбыт можно организовать с использованием методик «партизанского маркетинга», а работать можно прямо не выходя из дома, на первый план выходят сами идеи, а также команды – создатели проектов, – тот самый интеллектуальный ресурс, которым так гордится Россия.

Так, венчурные фонды посевных и предпосевных стадий во всем мире строят свою работу оценки стартапов и их возможности по двум принципам:

  • Уровень идеи
  • Уровень команды

Первый принцип предполагает, что ключевой является сама идея, и, если она сильна, то ее может реализовать любая адекватная команда. Во втором принципе инвесторы оценивают команду (имеют ли ее участники достаточный бэкграунд, образование, мотивацию и проч.): действительно сильная команда сможет придумать или переделать под нужды рынка практически любой проект.

Как бы то ни было, за обоими принципами стоят конкретные люди, их знания и навыки.

По данным на 2014 г. в рейтинге инноваций Программы развития ООН Россия занимала 49-ю строчку, уступая, таким образом, Малайзии, Чили и Кипру, но опережая Грецию и Бразилию. Одновременно с этим, наблюдается рост данного показателя, и логичной представляется корреляция инновационной активности с уровнем образованности жителей.

В России доля людей в возрасте 25-64 лет со средним профессиональным и высшим образованием составляет 53%. Это самый высокий уровень по странам ОЭСР (в Организацию экономического сотрудничества и развития входят большинство стран Европейского Союза, а также США, Канада, Австралия и др.), где средний показатель равен 33%.

Еще один аналогичный всемирный рейтинг, имеющий несколько другую методику подсчета (с ней можно ознакомиться на официальном сайте Программы развития ООН) – Индекс уровня образования в странах мира (Education Index). Это показатель, рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. В этом рейтинге позиции России не так сильны: страна находится на 36-м месте в мире. Зато в рейтинге стран мира по уровню научно-исследовательской активности (опубликованном в 2014 г.) наша страна занимает достойное 15-е место.

Таким образом, не только «традиционное представление», но и высокие позиции России в части рейтингов подтверждают высокий интеллектуальный потенциал, но одновременно эти же рейтинги отображают проблемные места, связанные с отдаленностью самого образовательного процесса и научной деятельности от инновационных продуктов.

Для «перелома» подобных процессов сегодня в России создаются технопарки, бизнес-инкубаторы, учебные лаборатории и прочие элементы развития при университетах и исследовательских центрах, предприятиях. И, несмотря на то, что в Западной Европе и США данные инициативы исходили, что называется, «снизу», эволюционно, от самих университетов и компаний как реакция на развивающиеся потребности, в мире есть несколько положительных примеров надстройки данных процессов самим государством (как правило, в догоняющих странах с целью ускорения формирования экосистемы). В том же Израиле, где инновации занимают порядка 10% от валового внутреннего продукта, начало данному процессу положила сильная команда государственных служащих и действительно потрясающе работающая наука.