Стратегия привлечения инвестиций в регионы

26.09.2014

Регионам России в силу протяженности территории, неравномерности развития инфраструктуры и обеспечения ресурсами сложно конкурировать в привлечении инвесторов. Для направления действий исполнительной власти в русло лучших практик был разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. По состоянию на конец августа 2014 года в 48 регионах России были созданы все предусмотренные Стандартом минимально необходимые условия для привлечения инвестиций. Еще в 11 субъектах было внедрено более 10 пунктов Стандарта. Тем не менее в 5 регионах было внедрено 5 и менее пунктов. Лучше всего дела обстояли в Уральском и Приволжском федеральных округах: первый полностью завершил внедрение, а в ПФО в условно «отстающих» оказались Самарская область, Башкортостан и Пермский край.

Формирование инвестиционной стратегии по результатам внедрения в 2013 — первой половине 2014 года оказалось среди вызвавших наибольшее затруднение разделов Стандарта. Рассмотрим основные шаги, необходимые для подготовки стратегии.

При формировании стратегии привлечения инвесторов необходимо оценить имеющийся потенциал региона, его преимущества, сильные стороны и недостатки. В первую очередь, это оценка отраслей, представленных в регионе. Успешные отрасли и предприятия помогут выявить географические преимущества региона и те возможности, которые он может предложить новому бизнесу. В оценку успешного опыта надо включить и существующие цепочки поставок — это поможет определить перспективные производства, которые смогут стать поставщиками сырья либо потребителями продукции уже существующих компаний. Подобный анализ создает основу для внедрения кластерного подхода. Кластерный подход позволяет снизить издержки при наращивании добавленной стоимости в производственной цепочке. Таким образом, максимизируется прибыль, полученная на ограниченной территории.

Следующим шагом должна стать оценка предложения товаров и услуг для конечных потребителей. Возможно, некоторые виды товаров или услуг пока недоступны, но востребованы у местного населения.

На основании первых двух этапов анализа формируется перечень приоритетных направлений для инвестирования. Кроме того, проведенный анализ позволяет выделить заведомо бесперспективные проекты, для которых либо не хватит ресурсов, либо не будет достаточного спроса на продукцию. При определении приоритетных направлений также необходимо учитывать сложившийся или желаемый образ региона.

К определению приоритетных направлений необходимо привлекать представителей делового сообщества, отраслевых департаментов, органов муниципальной власти и другие заинтересованные стороны. Представители бизнеса, помимо участия в определении приоритетов, могут обеспечить контакты с потенциальными инвесторами, которые являются их поставщиками или потребителями. Вовлечение сторонних консультантов с отработанными методиками поможет оптимизировать процесс создания стратегии.

Эффективность деятельности по привлечению инвестиций требует упрощения процедур создания новых производств. Этому будет способствовать составление перечня существующих площадок для размещения производств, формирование специализированных зон благоприятствования экономической деятельности, создание специализированной службы по привлечению инвестиций и сопровождению инвестиционных проектов и другие меры. В целом, инвестор должен быть уверен, что регион обладает преимуществами, которые обеспечат прибыльность, а администрация региона ориентирована на продуктивное взаимодействие. Наиболее эффективными каналами коммуникации с потенциальными инвесторами являются личные контакты с руководителями компаний, инвестиционный портал, проведение специальных мероприятий, реклама и публикации в СМИ.

Отметим, что наличие инвестиционной стратегии предполагает постановку количественно измеримых целей, связанных либо с динамикой объема инвестиций, либо с количеством новых предприятий, либо с другими индикаторами, достоверно отражающими изменение ситуации.

Результаты претворения стратегии в жизнь должны контролироваться с установленной периодичностью, а стратегия по результатам мониторинга в случае необходимости корректироваться.

Наиболее успешными инвестиционными стратегиями, по мнению экспертов создавшего Стандарт Агентства стратегических инициатив, являются документы, принятые в Камчатском крае, Вологодской и Воронежской областях. Стратегия Камчатского края отличается подробным анализом потенциала региона, текущей инвестиционной деятельности; она включает сравнение с зарубежными странами, оценку рисков инвестиционной деятельности, а также оценку инвестиционного климата со стороны инвесторов. Стратегия Вологодской области делает акцент на кластерном подходе при выборе приоритетных направлений. Особенность стратегии Воронежской области заключается в ориентации на создание инвестиционной инфраструктуры и повышении привлекательности региона в целом.