Особые. Экономические. Твои. Перспективы развития особых экономических зон в России

05.06.2014

С некоторых пор особые экономические зоны (ОЭЗ) перестали быть проектом, призванным стимулировать развитие определенных отраслей и направлений, гармонично трансформировавшись в инструмент общеэкономического роста как региона, так и всей страны. На начало 2014 года в России насчитывалось 370 компаний, являющихся резидентами ОЭЗ, заявленный объем инвестиций в которые составил 430 млрд руб.

Несмотря на то что создание и развитие системы ОЭЗ в России уже принесло свои плоды (хотя и в меньшем объеме, чем ожидалось в момент их учреждения), необходимо осознавать, что на данном этапе этот институт находится в процессе становления. Россия пока не готова в полной мере конкурировать с прочими странами за инвестиции, поскольку текущие налоговые преференции, законодательное регулирование, инфраструктура особых экономических зон, равно как и количество самих площадок, не соответствуют уровню, задаваемому мировыми лидерами.

Тем не менее ОЭЗ продолжают функционировать и развиваться. Так, например, за период с 2010 по 2013 год утроилось количество торгов, проведенных различными зонами, а за первые пять месяцев 2014 года уже было проведено более 50 торгов на общую сумму порядка 1,2 млрд руб.

График 1. Динамика количества торгов, проведенных российскими ОЭЗ, в 2010–2013 годах, ед.

Динамика количества торгов, проведенных российскими ОЭЗ, в 2010 - 2013 гг., ед.

Источник: ОАО «Особые экономические зоны», KPI

Разумеется, помимо ранее преодоленных препятствий и трудностей на пути развития особых экономических зон в России, возникнут и новые преграды, с которыми придется иметь дело. Например, вступление России в ВТО, вследствие которого на ряд мер поддержки и стимулирования будут наложены ограничения, что приведет к необходимости приведения норм российского законодательства в соответствие с положениями этой организации. Однако едва ли подобные изменения затронут основы функционирования ОЭЗ; более вероятно, что их характер будет формальным и минимально затрагивающим интересы резидентов.

Следует отметить, что, по данным исследования «Особые экономические зоны: опыт и перспективы», проведенного РСПП, правовые проблемы регулирования деятельности особых экономических зон, а также в определенной степени связанные с ними бюрократические препоны были единодушно отмечены представителями регионов, управляющих компаний и резидентами ОЭЗ как наиболее актуальные. Таким образом, российским законодателям следует всерьез задуматься о возможных путях совершенствования правового поля, в котором существуют российские особые экономические зоны.