Особенности организации финансирования инвестпроектов

14.11.2014

Финансирование инвестпроектов в России до сих пор достаточно ограничено. В целом в мировой практике выделяют самофинансирование, бюджетное финансирование, акционирование, кредитное финансирование (включая лизинг). Однако самофинансирование не всегда актуально (особенно при реализации крупномасштабных проектов). Бюджетное финансирование представляет собой менее доступный способ привлечения денежных средств, поскольку осуществляется этот вид инвестирования в рамках федеральной инвестиционной программы и программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов.

Наиболее распространённым методом организации финансирования проекта является акционирование, чаще всего используемое на первоначальных стадиях инвестпроектов по причине возможности полного освоения средств уже в начале реализации проекта.

Что касается кредитного финансирования, то это также распространённый метод привлечения средств в новый проект. Иногда кредитное финансирование принимает форму лизинга — модели привлечения средств, позволяющей минимизировать налог на имущество, поскольку имущественные права принадлежат лизингодателю, а в случае принятия организацией имущества на баланс ещё и применить механизм ускоренной амортизации.

Однако механизмы финансирования инвестиционных проектов не исчерпываются представленными выше. Так, в России планируют применять такой механизм государственно-частного партнёрства, как Tax Increment Financing (TIF), в рамках которого предполагается возврат средств инвесторов за счёт налоговых поступлений в регионе. Так, этот механизм предполагается применять для реализации проектов комплексного развития территорий, что актуально на Дальнем Востоке. Кроме того, данный механизм уже действует в Калининградской области — при реализации проекта по созданию автокластера, в котором участвуют Калининградский автомобильный холдинг, Внешэкономбанк и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ). Это первый в стране проект, где используется механизм отложенных платежей.

Следует обратить внимание на то, что реализация механизма TIF в России может столкнуться с трудностями, связанными с несовершенством законодательства. Так, необходимо создание специального нормативно-правового регулирования порядка его применения вместе с изменением бюджетного и налогового законодательства. Кроме того, следует иметь в виду, что в отличие от зарубежного опыта применения TIF в России не будут создаваться зоны TIF, где априори признаётся, что на этой территории будет происходить возрождение инфраструктуры, промышленного кластера, рынка услуг и пр. Кроме того, не будут созданы и организации, откуда бы осуществлялось управление этими зонами.