Особенности методологии расчета Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

16.05.2016

В 2014 году впервые был опубликован Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России, который, в отличие от прочих исследований деловой среды, является инструментом для оценки текущего состояния условий для ведения бизнеса и усилий региональной власти по их улучшению.

Предпосылками для его создания стало отсутствие единого инструмента, который позволил бы сравнить между собой инвестиционную привлекательность регионов и выявить лучшие практики. Так, существует множество различных рейтингов, которые оценивают социально-экономические показатели, работу региональных властей, условия ведения бизнеса и т.д. Они составляются главным образом на основе анализа макроэкономических показателей или агрегированного мнения экспертов. Однако результаты этих рейтингов часто несопоставимы и даже противоречивы.

Методология расчета нового рейтинга разрабатывалась специалистами Агентства стратегических инициатив (АСИ), Администрацией Президента РФ и международными консультантами с учетом существующих отечественных и международных механизмов оценки инвестиционного климата. За основу был взят рейтинг Всемирного банка Doing Business («Ведение бизнеса»), который публикуется с 2003 года и на практике является единственным типовым инструментом, применяемым в различных странах мира для оценки влияния нормотворчества органов власти на деятельность национальных предприятий.

Главная особенность Doing Business нашла свое отражение в Национальном рейтинге: они оценивают удобство ведения бизнеса, так как учитывают сроки регистрации новой компании, скорость и количество операций, необходимых для получения разрешений на строительство, простоту оформления кредитов и прочие значимые для деятельности предприятий показатели. При этом Национальный рейтинг был частично изменен для отражения наиболее важных для регионального бизнеса параметров: он не содержит некоторых блоков (например, международная торговля, защита миноритарных инвесторов и пр.), но дополнен прочими измеряемыми факторами (в частности, коррупционные явления).

Методология Национального рейтинга также имеет свои отличия. Так, например, Doing Business оценивает отдельные параметры на базе опроса представителей бизнеса в исследуемой стране (а именно в крупнейшем ее городе) с помощью стандартных сценариев (или «кейсов»), при этом в исследовании принимают участие только предприятия малого и среднего предпринимательства. В Национальном рейтинге учитываются как официальные статистические показатели, так и данные опроса представителей компаний и экспертов, который репрезентирует все предприятия для региона в целом. Параметры для оценки условий для МСП выделены в отдельную группу, поскольку малый бизнес наиболее чувствителен к различным законодательным изменениям и усилиям, прикладываемым чиновниками для улучшения состояния предпринимательской среды.

Общей особенностью рейтингов является их практическая направленность. По итогам рейтинга Doing Business составляются развернутые субнациональные доклады, которые содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, положении каждого региона и реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки в каждой из тематических категорий. В Национальном рейтинге изучаются лучшие практики в области законодательства, институтов для бизнеса, развития инфраструктуры и поддержки малого предпринимательства, которые публикуются в виде сборника с подробным описанием способов их внедрения с целью дальнейшего распространения положительного опыта в субъектах РФ.

Предполагается, что по мере ежегодного составления рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах его методология будет постоянно совершенствоваться за счет включения новых показателей и частичного исключения существующих. Так, уже во второй год ведения проекта в 2015 году после пилотной апробации перечень исследуемых показателей был в некоторой степени изменен. Кроме того, при составлении рейтинга собирается информация и для расчета прочих не входящих в него параметров, которые в перспективе могут учитываться в рейтингах следующих лет. К таким показателям относятся, например, оценка уровня развития механизма ГЧП, среднее время и количество процедур, необходимых для получения разрешений на ввод в эксплуатацию жилого или промышленного объекта, эффективность подключения объектов к газопроводу, осведомленность об уполномоченном по защите прав предпринимателей и т.д. Не исключено, что изменения в методологию рейтинга будут вноситься в том числе с учетом поступающих замечаний ученых и экспертов.