Конкурсы стартапов: благоприятная среда и подмена понятий

27.10.2014

Ежегодно в России появляются новые (в дополнение к уже сделавшимся ежегодными) конкурсы для стартапов, причем они становятся всё более продуманными, а призы, да и простое участие ценнее для потенциальных «акул» российского инновационного рынка.

По международному и уже накопившемуся российскому опыту стартапы, участвуя в конкурсах, могут получить неплохой PR, тем самым привлечь или будущих покупателей своего продукта, или внимание инвесторов. Таким образом, участие в подобных мероприятиях может стать важной частью стратегии продвижения. Кроме того, дополнительный соревновательный дух дает неплохую мотивацию для участников команды, позволяет познакомиться с другими проектами и перенять их опыт — в части структуры управления, маркетинга и тому подобное. Конкурсы во многом дают возможность получить компетентную, а зачастую и критическую оценку проекта от людей из отрасли, с помощью которой стартап сможет выйти на новый уровень или уйти с рынка до вложения большого количества собственных средств.

Вот только некоторые из примеров конкурсов, проводимых в России. 15 октября были объявлены четыре победителя одного из наиболее крупных мероприятий в России — акселератора Generation S под предводительством Российской венчурной компании по четырем направлениям: IT, индустриальные решения, биотехнологии и медицина, энергоэффективность и ресурсосбережение. На конкурс поступило 1 858 заявок из 142 городов 13 стран. На постоянной основе происходит отбор заявок в Start Fellows — проект Павла Дурова и Юрия Мильнера для поддержки IT-стартапов на посевной стадии развития: победители получают до 25 тысяч долларов на рекламу. Еще один известный конкурс — Silicon Valley Meets Russia в центре Digital October, в рамках которого наиболее перспективный, по мнению жюри, стартап получает главный приз в виде поездки в Кремниевую долину от Сбербанка с приемом Silicon Valley Bank.

Конкурсы стартапов проводятcя как представителями государственного сектора, в том числе госкомпаниями (региональные министерства экономического развития, «Сколково», Ростех, РВК и пр.), так и частным бизнесом вроде Forbes или «ВКонтакте».

Для региона-инициатора, да и государства в целом подобные конкурсы — во многом эффективный способ улучшения инвестиционного климата, а также развития деловой среды и инновационной активности молодежи. Еще одна цель, хотя и менее примечательная, — освоение бюджетных средств, направляемых на развитие предпринимательства.

Компании и отдельные люди, выступая организаторами, наращивают собственную ценность с помощью подобной социальной активности.

Но начинающим инновационным бизнесменам всегда стоит помнить о том, что выход в финал и даже победа в конкурсе не означают реальное признание у потребителей. Ведь для качественного участия в конкурсах команда должна создавать красочные презентации своего проекта как бизнеса, тренировать навыки ораторского искусства при живом представлении стартапов, приспосабливать идею к зачастую субъективным предпочтениям судей конкурса и прочее. Таким образом, команда от неопытности может попасть в ловушку подмены целей и истратить свой энтузиазм и энергию. Но в действительности самое дорогое, что есть у стартапа, — это время.