ГЧП и ЖКХ: сложение проблемных аббревиатур

23.06.2014

Инфраструктура ЖКХ, по оценке аналитиков KPI, изношена в среднем по стране на 60%, а затраты на модернизацию, по предварительным оценкам, превышают 9 трлн рублей. Государство же в ближайшие восемь лет собирается выделить только около 40 млрд. Очевидно, что привлечение частных инвесторов на условиях ГЧП в эту сферу не просто пробы введения современных механизмов ради самих механизмов. Но так ли гладко проходят эти процессы, и чем рискует инвестор?

Число аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве, по оценкам госорганов, каждый год растет на 10%; используемые технологии во многом не обновлялись с хрущевских времен, а в части городов (например, в Саратове или Санкт-Петербурге) до сих пор в некоторой степени используется инфраструктура царской России. Подобные условия позволяют говорить о том, что государственный сектор действительно «созрел» для решения этого пласта проблем совместно с бизнесом, а не в одиночку. Обычно государство предлагает частному бизнесу осуществить модернизацию какого-либо объекта, а затем в течение 20 лет (или другого установленного срока) получать с него прибыль.

Еще одним большим плюсом для отрасли в привлечении бизнеса является как раз коммерческий подход: инвестор, построивший проект, при его эксплуатации с целью получения большего объема прибыли будет заботиться об энергоэффективности системы, что соответствует общегосударственным задачам.

Однако бизнес вступает в государственно-частное партнерство по ЖКХ-проектам не очень активно. Во-первых, ГЧП само по себе — чрезвычайно сложный для реализации механизм, и огромное значение здесь имеет (помимо законодательной базы, которая даже в регионах-лидерах по ГЧП пока вызывает множество вопросов) наличие опыта у государственного инициатора, его способности подготовить всю документацию, проработать проект на предпроектной стадии, оптимально распределить риски между участниками. Во-вторых, данный рынок монополизирован, и спрос на услуги ЖКХ фактически неэластичен. Достаточно трудно представить сегодня несколько или хотя бы две свободно конкурирующие водопроводные трубы в городе, между которыми потребитель мог бы спокойно выбрать для подключения к своей квартире, а затем — поменять, если услуги его не удовлетворят. На первый взгляд, это является плюсом для бизнеса. Но тарифы подобных инфраструктурных компаний — вопросы макроэкономического и политического регулирования, что придает проекту дополнительные риски и делает чрезвычайно сложным прогнозирование прибыли.

Так, например, в типичном для России с точки зрения изношенности объектов ЖКХ городе Краснодаре частный инвестор «Югводоканал» включился в масштабный проект по реконструкции системы водоснабжения (с 2010 по 2039 год в него запланировано привлечь 7,82 млрд руб.). Уже через три года после начала реализации появились серьезные проблемы, связанные, в первую очередь, с тарифами. Сегодня представители компании отстаивают свои интересы в суде, а власть говорит о возможной смене концессионера (что, возможно, является в большей степени вызовом, чем реальными намерениями). Дело в том, что возврат вложенных инвестиций предполагается через тарифы на услуги, стоимость которых с начала проекта не повышалась, а в 2013 году — снизилась. А компания, в свою очередь, несет серьезные убытки.

Для решения подобных проблем на федеральном уровне 1 января 2014 года была принята новая редакция федерального закона «О концессионных соглашениях», которая позволяет сформировать тариф с учетом расходов инвестора и сроков возврата вложений (то есть в течение действия концессионного соглашения). Кроме того, в этом же месяце было подписано постановление Правительства «О мерах по снижению рисков частных инвестиций и развитию государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ», позволяющее закрепить в концессионном соглашении взаимные обязательства сторон. В июне же Дмитрий Медведев на форуме «ЖКХ — новое качество» заявил о своем намерении дать поручение Правительству ограничить рост платы граждан за коммунальные услуги на уровне, не превышающем инфляцию.

В любом случае система жилищно-коммунального хозяйства требует огромных вложений уже сегодня, и государственным органам и муниципалитетам их попросту негде взять. Государство и бизнес вынуждены подстраиваться друг под друга и искать равновесную стоимость конечных услуг, а сами ГЧП-проекты в сфере ЖКХ могут стать весьма привлекательными для частных инвесторов. Сейчас же основу рисков составляют именно политические решения.