Дополнительное образование как способ гармонизации регионального рынка труда

26.05.2014

Концепция непрерывного образования, которая действует в Европе, пока не прижилась в России, хотя среди преимуществ дополнительного образования не только повышение конкурентоспособности на рынке труда, но и активная социальная интеграция, расширение деловых и личных связей. В соответствии с этой концепцией образовательный процесс продолжается в течение всей жизни, основываясь на академической системе и системе дополнительного профессионального образования, а также на неформальных моделях обучения и самообучении.

Если рассматривать структуру потребности российских организаций в замещении вакантных мест, то на конец 2012 года на долю специалистов высшего уровня квалификации приходилось 24%, в том числе 9% — на специалистов в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения. Еще 17% составляли специалисты среднего уровня квалификации, в том числе 10% — в области естественных наук и здравоохранения. На квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр приходилось 16%. Доля неквалифицированных рабочих составляла всего 13%.

Рисунок 1. Структура потребности организаций в замещении вакантных мест на 31 октября 2012 года, %

Структура потребности организаций в замещении вакантных мест  на 31 окт. 2012 г., %

Источник: Федеральная служба государственной статистики

С другой стороны, в 2013 году 5,5% экономически активного населения были безработными, причем их безработица носила затяжной характер: средняя продолжительность поиска работы составляла более семи месяцев. Такой длительный срок поиска работы может быть следствием несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

В России планируется создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций, которые будут реализовывать ориентированные на практические задачи образовательные программы, разработанные при участии работодателей для подготовки востребованных на рынке труда специалистов. При выборе направлений программ в центрах будут учитываться особенности регионального рынка труда и стратегические планы развития как региона, так и страны в целом, что предполагает приоритет высокотехнологичных отраслей экономики. В зависимости от ориентации на региональный рынок труда либо на отдельные организации можно выделить две модели многофункционального центра, причем круг задач центра, ориентированного на региональный рынок труда, будет шире. Отметим, что организация подобных центров может осуществляться путем заключения концессионного соглашения для вовлечения частного сектора, а также на базе существующих образовательных учреждений.

Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Бизнес-план учебного центра по изучению иностранных языков (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.